деятельность государства на рынке ценных бумаг.
Введение 2
Глава1. Теоретические основы деятельности государства на рынке ценных бумаг. Опыт других государств. 5
1.1. Регулятивная деятельность государства на рынке ценных бумаг. Общие цели и подходы к организации системы государственного регулирования на рынке ценных бумаг. 5
1.2. Инвестиционная деятельность государства на рынке ценных бумаг. 10
1.3. Деятельность государства на рынке ценных бумаг, как эмитента государственных ценных бумаг. 14
Глава 2. Государственная деятельность на рынке ценных бумаг в Казахстане. 18
2.1. Регулятивная деятельность государства в Казахстане. 18
2.2. Инвестиционная деятельность государства на рынке ценных бумаг в Казахстане. 24
2.3. Государственные ценные бумаги 26 Выводы. 33
Литература. 38
Введение
В условиях трансформации экономики, структурных преобразований и нестабильности повышается роль государства в экономической жизни общества, что находит отражение в пересмотре экономической политики государства. В полной мере необходимость усиления роли государства относится к рынку ценных бумаг для того, чтобы обеспечить выполнение основной функции этого рынка – функции перераспределения временно свободных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. В этой связи первая и самая важная задача, которая стояла перед государством в период перехода к рыночному хозяйству и стоит на современном этапе развития экономики, заключается в создании благоприятных условий для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов. Политика многих постсоветских государств на рынке ценных бумаг, ориентированная на краткосрочный спекулятивный капитал, привела к структурным диспропорциям, которые во многом усугубили последствия кризиса 1997-1998 годов в этих государствах. Фондовый рынок в развитых странах является основным механизмом привлечения инвестиций в экономику. Но, например, в России он на 90% состоял из рынка государственных ценных бумаг, который во многом являлся спекулятивным. Порядка 35% этого рынка составляли средства нерезидентов, что поставило российскую финансовую систему в зависимость от конъюнктуры мировых фондовых рынков. Еще более спекулятивным был рынок корпоративных ценных бумаг (65% нерезидентов), состоявший из нескольких десятков компаний нефте-, газодобывающих и энергетических отраслей . На начальном этапе своего развития (1995-1996 года) этот рынок стал местом получения сверхприбылей за счет значительной разницы в ценах на акции. Так, в силу ряда объективных факторов рынок корпоративных ценных бумаг не стал тем механизмом, с помощью которого предприятие было бы способно мобилизовать значительные финансовые ресурсы для развития собственного производства. Кроме того, финансовые компании, и, прежде всего, банки испытывали острейший кризис из-за отсутствия ликвидных инструментов фондового рынка.
Таким образом, в постсоветских государствах назрела необходимость радикального пересмотра государственной политики на рынке ценных бумаг, результатом которого должно было стать создание благоприятных условий для выхода компаний-эмитентов на фондовый рынок. В таких условиях государство обязано было применить все возможные рычаги воздействия, направленные на стимулирование предприятий к выходу на фондовый рынок, выпуск корпоративных ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов, привлечение средств инвесторов в экономику. Вторая, не менее важная проблема, которой должно было заниматься государство, это повышение эффективности управления пакетами акций, оставшимися в государственной собственности в процессе приватизации государственных предприятий, а также приобретенными во вновь созданных акционерных обществах. Также назрела необходимость развития рынка государственных ценных бумаг, являющегося базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяющего решать в новых экономических условиях такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Таким образом, государственная политика на рынке ценных бумаг требовала от государственных органов принятия конкретных регулятивных и инвестиционных решений, направленных на:
­ создание полноценной регулятивной инфраструктуры, обеспечивающей максимальное раскрытие информации на рынке ценных бумаг, повышение качества корпоративного управления компаний-эмитентов, защиту прав и законных интересов инвесторов и акционеров;
­ повышение эффективного управления портфелем государственных инвестиций в акции акционерных обществ в целях достижения экономических и социальных интересов государства;
­ содействие выходу компаний-эмитентов на организованный рынок ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования собственных инвестиционных проектов;
­ создание экономических стимулов и предпосылок для приведения деятельности компаний-эмитентов в соответствие с требованиями действующего законодательства по ценным бумагам, а также в соответствие со сложившимися стандартами рынка ценных бумаг;
­ финансирование дефицита государственного бюджета, поддержание ликвидности банковской системы, финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов.
Мы видим, что перечисленные задачи деятельности государства на рынке ценных бумаг взаимосвязаны, взаимозависимы, тесно переплетаются и имеют общую цель - повышение доходной части бюджета, поддержание социальной и экономической стабильности в обществе, стимулирование развития рыночных процессов в экономике.
Как видно из выше изложенного, тема моей курсовой работы очень актуальна, так как затрагивает важный сегмент финансового рынка – рынок ценных бумаг. Цель моей работы – показать, что без активного государственного участия и без должного государственного контроля рынок ценных бумаг не смог бы развиваться. В первой главе я постаралась рассмотреть теоретические основы этого вопроса, а также проанализировать некоторые особенности деятельности государства на фондовом рынке на примерах других стран. Во второй главе я рассмотрела, как реализуется деятельность государства на РЦБ в Казахстане, достижения и те слабые стороны, которые не разрешены еще в нашей стране. В разделе «Выводы» подведены итоги развития рынка ценных бумаг на современном этапе, а также дана оценка деятельности государства на РЦБ. Также приведены стратегические задачи, которые необходимо решить государству для усиления РЦБ в будущем.


Глава1. Теоретические основы деятельности государства на рынке ценных бумаг. Опыт других государств.
1.1. Регулятивная деятельность государства на рынке ценных бумаг. Общие цели и подходы к организации системы государственного регулирования на рынке ценных бумаг.
Регулятивная деятельность государства на рынке ценных бумаг - это реализация функций, возложенных на государственный регулирующий и контрольный орган соответствующими законодательными и нормативными актами, в области контроля за эмиссией ценных бумаг и состоянием эмитентов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Этот процесс включает в себя комплекс правовых, административных, экономических, технических и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере. Экономическая политика государства определяет основные цели государственного регулирования на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
- создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций;
- создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
- содействие формированию эффективной модели корпоративного управления приватизированными предприятиями;
- предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
- интеграция внутреннего рынка ценных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;
- борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
Указанные цели должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При их решении необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической целью государственного регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку. К важнейшим принципам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- единство нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка;
- минимальное государственное вмешательство и максимальное саморегулирования;
- равные возможности, означающие стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников, равенство всех участников рынка перед регулятивными органами;
- ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков;
-сочетание функционального и институционального регулирования при организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
- максимальное снижение и разделение рисков.
Существуют различные подходы к классификации основных элементов системы государственного регулирования рынка ценных бумаг. По видам ценных бумаг государственное регулирование затрагивает различные сегменты рынка ценных бумаг - корпоративные, государственные, производные и др. ценные бумаги и их рынки (или же, по иной классификации, долевые, долговые и производные ценные бумаги и их рынки). По видам деятельности и типам операций на рынке ценных бумаг государственное регулирование регламентирует эмиссионную и инвестиционную деятельность всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, организаторов торговли, депозитариев, регистраторов, расчетно-клиринговых организаций, доверительных управляющих), деятельность коммерческих банков, инвестиционных фондов, компаний и банков, страховых компаний, пенсионных фондов и др. С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.
В мире известны различные подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг: система прямого правительственного регулирования (Ирландия, Нидерланды, Португалия); система контроля со стороны органов, регулирующих финансовую и банковскую систему (Бельгия, Дания, Япония); система контроля через специальную организацию (США, Великобритания, Италия, Франция, Испания), а также смешанные модели.
Определенной организационной системе государственного регулирования рынка ценных бумаг соответствует и адекватная система (иерархия) правового регулирования рынка ценных бумаг. Последняя в зависимости от уровня государственного регулирования включает в себя акты различных органов государственной власти (кодексы, законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные акты и др.), стандарты и правила саморегулируемых организаций, утверждаемые государственными органами. Правовое регулирование дополняется вырабатываемыми самими участниками рынка нормами деловой этики и обычаями делового оборота. По методам воздействия государственное регулирование подразделяется на косвенное общеэкономическое (бюджетная политика, инструменты валютной и кредитно-денежной политики, налоговая система, политика приватизации и др.) и прямое административное (стандарты деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование на финансовом и фондовом рынке, требования по раскрытию информации в интересах информационной безопасности на рынке ценных бумаг, регулярный надзор и проверки, система санкций и др.). В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются методы функционального или институционального государственного регулирования.
Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов, качеством управления ими и направлены на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования (например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях и др.). Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов рынка (например, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность).
Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций) для защиты интересов инвесторов. Поскольку в большинстве случаев на рынке ценных бумаг основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу государственного регулирования. Этим обусловливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности.
Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики. Соответственно, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за этой отраслью.
Решение указанных задач непосредственно связано с техническим регулированием рынка (поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем . В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.
Защита интересов государства и участников рынка ценных бумаг должна осуществляться по следующим основным направлениям:
- развитие и совершенствование нормативной правовой базы рынка ценных бумаг;
- повышение информационной прозрачности рынка и его открытости;
- повышение эффективности судебной системы как части правовой реформы;
- усиление контроля со стороны государства за деятельностью и финансовой отчетностью профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе введения института уполномоченных аудиторских организаций;
- повышение роли государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг;
- поддержка государством добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- защита прав эмитентов и инвесторов.
Одним из показателей необходимости государственного регулирования на рынке ценных бумаг являются примеры зарубежных стран, являющихся «акулами» в этом деле.
Первые европейские фондовые биржи возникли в Амстердаме и в Лондоне в XYII веке. Самая старейшая фондовая биржа на территории США - Филадельфийская - начала действовать с 1754 года. Крупнейшая в мире Нью-йоркская фондовая биржа появилась в 1792 году. 17 мая 1792 года под сенью платанового дерева, растущего на Уолл-Стрите, в стремлении к установлению ответственности и доверия на рынке 24 брокера подписали соглашение о едином уровне комиссионных и предоставлении друг другу льгот во время переговоров о продаже ценных бумаг.
В отличие от саморегулирования деятельности участников рынка полномочия государства как регулятора рынка ценных бумаг всегда основывались не на договоре сторон, а на требованиях закона. Реализуя административно-властные полномочия на рынке ценных бумаг, государство устанавливает правила, обязательные для соблюдения эмитентами, участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, действуя не в интересах какой-либо узкой группы лиц, а в интересах всех членов общества. Для этого создаются специальные уполномоченные государственные органы, главной функцией которых является обеспечение защиты прав неискушенных инвесторов. В США Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) была создана в 1934 году, то есть почти через полтора века после образования первых саморегулируемых организаций.
1.2. Инвестиционная деятельность государства на рынке ценных бумаг.
Инвестиционная деятельность государства – это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка. Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности. Инвестиционная деятельность как таковая не свойственна государству. Тем не менее, на этапах восстановления и развития экономики такая государственная функция способна создать предпосылки для эффективного развития страны, будущего экономического роста. Инвестиционная деятельность государства включает:
­ принятие решений о государственных инвестициях в уставные капиталы коммерческих компаний;
­ операции на рынке ценных бумаг с акциями, принадлежащими государству, а также с производными ценными бумагами, базовым активом которых являются акции, принадлежащие государству;
­ управление портфелем прямых инвестиций в акции, принадлежащие государству, путем участия в принятии стратегических управленческих решений, влияющих на бизнес компании-эмитента. Как видно из перечисленных выше направлений инвестиционной деятельности государства, в основе их лежит задача управления пакетами акций, находящимися в собственности государства. При этом в инвестиции государства рассматриваются не как портфельные инвестиции, а как стратегические инвестиции, преследующие цель повышения эффективности хозяйственной деятельности компании-эмитента. Управление пакетом акций, принадлежащих государству, заключается в инициировании стратегических решений на уровне органов управления компанией-эмитентом посредством реализации того объема прав, которые предоставляет государству его пакет акций. Цели такого управления - поддержка социально значимых и инфраструктурных предприятий, вывод их на безубыточный режим работы, содействие повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности и последующий выход из состава акционеров путем продажи пакета акций стороннему инвестору по цене, превышающей цену приобретения. Интересен зарубежный опыт участия государства в инвестиционной деятельности. Анализ масштабов предпринимательской активности за рубежом говорит о неуклонном снижении доли государственных предприятий (в том числе акционерных обществ с участием государства) в индустриально развитых странах, а также о повышении доли государственных предприятий в развивающихся странах по сравнению с индустриально развитыми. Кроме этого, стоит отметить и тот факт, что доля государственных предприятий в Европе значительно выше, чем в США.
Количественные характеристики вышеназванных фактов приведены в таблице. Доля государственных предприятий (включая акционерные общества с участием государства) в валовом внутреннем продукте, в %
Индустриальные страны в целом 9,0
США 1,3
Германия 10,4
Великобритания 11,0
Франция 13,3
Италия 14,0
Развивающиеся страны в целом Около 11
И тем не менее, и в США есть государственные предприятия, которые до сих пор играют большую роль в экономической жизни государства. Здесь уместно привести несколько примеров. В 1933 г. Рузвельт предложил конгрессу "создать корпорацию, облеченную властью правительства, но гибкую и инициативную как частное предприятие". Речь шла об Администрации долины Теннеси (Tennessy Volley Authority - TVA). В 30-х годах прошлого века долина реки Теннеси была одним из самых депрессивных районов США. Чтобы вытащить миллионы американцев из нищеты, конгресс с подачи Рузвельта и учредил TVA. Эту госкорпорацию (ГК) называют "самым ценным активом нового курса". Она и сейчас на 100% принадлежит правительству США. Важное отличие госкорпораций от частных фирм связано с тем, что первые действительно "облечены властью правительства". Это помогает им выполнять свою миссию стабильно и с минимумом бюрократической волокиты. Например, Совет директоров TVA устанавливает тарифы на электроэнергию самостоятельно, минуя федеральную энергетическую комиссию. Еще одной разновидностью государственной инвестиционной деятельности являются предприятия, спонсируемые правительством (ПСП). Всему миру известны три "кита" американского ипотечного бизнеса - Ginnie May, Fannie May и Freddie Mac (первая - ГК, две другие - бывшие ГК, которые приватизированы). Сегодня Fannie May и Freddie Mac официально именуются предприятиями, спонсируемыми правительством (ПСП). Для многих госкорпораций перевод в ПСП - достойный финал их "государственной службы". Их приватизация свидетельствует об успешном государственном решении острых общественных проблем. Государство принимает нужные законы, учреждает госкорпорации, наделяет их правами и стартовым капиталом, а когда корпорации доказывают свою жизнеспособность, оно продает их в частные руки по рыночной цене, возмещая свои затраты.
Но и после приватизации бывшие госкорпорации продолжают решать важные социальные задачи, пользуясь "старыми связями" и государственным "спонсорством". Fannie May и Freddie Mac - лидеры ипотечного бизнеса, Sallie Мае (с 2000 г. Education USA) -крупнейший источник и агент по обслуживанию "студенческих" кредитов в США. Federal Home Loan Banks (федеральные банки жилищного кредита) выдают ссуды на приобретение жилья, a Farm Credit Banks (банки фермерского кредита) финансируют агропромышленный комплекс. Как мы знаем, инвестиционная деятельность государства должна быть направлена на достижение целей, стоящих перед государством в области повышения доходной части бюджета, поддержания социальной и экономической стабильности в обществе, стимулирования развития рыночных процессов в экономике. И необходимо обращаться к опыту, наработанному в мире, и расширять инструменты инвестиционной деятельности государства.
1.3. Деятельность государства на рынке ценных бумаг, как эмитента государственных ценных бумаг. Государство - крупнейший экономический агент, а рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) - крупнейший сегмент рынка ценных бумаг. Таким образом, не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг является выпуск государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать в новых экономических условиях такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги - форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Государственные ценные бумаги используются правительством для привлечения средств на финансирование государственных расходов. Как правило, государственные ценные бумаги в мировой практике более надежны, но приносят меньший процент прибыли. Государственные ценные бумаги свидетельствуют о факте займа со стороны государства у населения и юридических лиц. Они выпускаются в разных формах: казначейские обязательства, казначейские боны, казначейские векселя, облигации. Различие между ними состоит в сроках действия, условиях выплаты доходов и погашения, характером обращаемости и персонификации, держателях. Каждая страна имеет свою историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит свое выражение в видах и формах выпускаемых облигаций, масштабах национального рынка, его участников и в порядке размещения. Сегодня вопросы развития рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) приобрели особую актуальность и широко освещаются в экономической прессе. Одни эксперты считают, что в условиях бюджетного профицита развитие этого рынка бессмысленно, другие - что рост государственного долга приведет к росту процентных ставок и увеличит фискальную нагрузку на будущие поколения. В статье генерального директора Московской межбанковской валютной биржи А.В. ЗАХАРОВА и профессора Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ Б.И. АЛЕХИНА «Новая философия бюджета», рынок государственных ценных бумаг рассматривается с такой важнейшей позиции, как привлечение инвестиций в экономику. «До последнего времени главным направлением развития рынка ценных бумаг было достижение устойчивого профицита бюджета. На этом строилась вся бюджетная философия. Профицит достигнут. Сведена к минимуму роль государства в финансировании инвестиций. Но что дальше? Экономика России остро нуждается в крупных инвестициях, 60-процентный износ основных фондов промышленности угрожает в лучшем случае остановкой многих предприятий в ближайшие годы, а в худшем - еще и техногенными катастрофами. Согласно "Основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года", инвестиционные потребности только газовой отрасли составят 180 млрд. долл., а электроэнергетики -130-160 млрд. долл. Вместе с тем сегодня не оправдываются надежды на массированный приток частного российского и иностранного капитала. В стране ощущается нехватка инвестиций. По мнению экспертов, уменьшение инвестиций в инфраструктуру угрожает возникновением уже через несколько лет сбоев в работе транспорта, связи, энергетики, городского хозяйства и других народнохозяйственных систем. Решение инвестиционной проблемы - в новой бюджетной философии. Какой она должна быть в России? Безусловно, государство должно стремиться к сбалансированному бюджету. Но если необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты или структурные преобразования, то государство само или в лице своих экономических агентов должно изыскать нужные средства на рынке. Ценой масштабных деяний государства может быть временный дефицит бюджета и некоторое увеличение государственного долга. Самое главное, чтобы соблюдалось "золотое правило" финансов - занимать, чтобы инвестировать (а не покрывать текущие расходы). Тогда государственный долг будет ликвидным, а значит, и неопасным. В этом, на наш взгляд, и должна состоять новая бюджетная философия. Именно такой подход к формированию бюджета стран-участниц Европейского союза был представлен 27 ноября 2002 года Европейской комиссией. Как известно, в Европейском союзе бюджетный дефицит не должен превышать 3%, а государственный долг - 60% ВВП. Так вот странам, строго выполняющим эти "нормативы", будет позволено "небольшое временное ухудшение их бюджетной позиции, если оно обусловлено реализацией крупной структурной реформы, например налоговой, или программы долгосрочных публичных инвестиций в объекты инфраструктуры или человеческий капитал". Европейская комиссия пошла на такое послабление, полагая, что "бюджетная политика должна содействовать росту экономики и занятости". Как показывает мировой опыт, основным способом финансирования государственных инвестиций является выпуск рыночных, торгуемых ценных бумаг».
Сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации Л.Ю.Рыпкановская пишет: "Рынок государственных ценных бумаг должен стать каналом, через который государство сможет в первую очередь направлять ресурсы на расширение инвестиций в реальный сектор экономики, и лишь во вторую очередь использовать его как инструмент безынфляционного финансирования бюджета и корректировки денежных потоков." "Золотое правило" финансов (занимать, чтобы инвестировать) просматривается в законодательстве некоторых крупных государств. Так, конституция Германии (статья 115) разрешает тратить заемные средства только на государственные инвестиции и на борьбу с рецессиями (а не на государственное потребление). "Золотое правило" занимает центральное место в новом фискальном законодательстве Великобритании. Здесь считают, что "золотое правило" поддерживает принцип справедливого распределения финансового бремени между поколениями: будущие поколения не должны оплачивать текущие расходы, приносящие пользу только нынешнему поколению. И наоборот, инвестиции принесут пользу и нынешнему, и будущим поколениям. И потому последние должны их частично финансировать.
В Японии с 1966 года выпускаются государственные "строительные" облигации, нацеленные на финансирование инвестиционных программ. Интересен пример из китайской практики. В начале 1999 года из-за снижения промышленной активности у китайских банков сократились возможности размещения свободных средств. Тогда китайское правительство разместило на внутреннем рынке свои облигации на сумму более 360 млрд. юаней или 43,5 млрд. долл. США. Значительная часть вырученной суммы была направлена на модернизацию инфраструктуры. В частности, было построено свыше 170 тыс. километров скоростных автомагистралей; обустроены набережные крупнейших рек; реализован целый ряд научных проектов.
Глава 2. Государственная деятельность на рынке ценных бумаг в Казахстане.
2.1. Регулятивная деятельность государства в Казахстане.
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования и координации деятельности различных государственных органов.
Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 8 лет. Первые его элементы появились в 1991 году. До весны 1994 года казахстанское законодательство подразумевало существование только четырех возможных видов субъектов фондового рынка - эмитентов, инвесторов, посредников (брокеров и дилеров), фондовых бирж. Регулирование фондового рынка в этот период осуществляло Министерство финансов. Действия государства, предпринимаемые до 1995 года, так и не обеспечили реального "запуска" фондового рынка. В этот период началось лицензирование посреднической деятельности на рынке ценных бумаг Министерством финансов. Указом Президента Республики Казахстан "О мерах по формированию рынка ценных бумаг" от 20 марта 1994 года была создана Национальная комиссия РК по ценным бумагам- НЦКБ.
Во "Временном положении о выпуске и обращении ценных бумаг фондовой биржи", утвержденным постановлением Правительства РК от 3 октября 1994 года, содержались детализированные нормы, относящиеся к процессам выпуска ценных бумаг и их обращения. Это положение более детально регулировало деятельность фондовой биржи. В начале 1995 года приступила к своей деятельности Национальная комиссия. Законодательное регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) являлось одной из основных функций НКЦБ. Законодательная база получила основу в Гражданском кодексе РК, в котором даны определения имущественных прав, ценных бумаг, сделок. Основой законодательной базы рынка ценных бумаг в этот период стали Указы Президента РК, имеющие силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 года и "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995 года. В отличие от ранее применявшегося законодательства, они более подробно раскрывали систему регулирования рынка ценных бумаг. С развитием рынка ценных бумаг появилась необходимость разработки и принятия нового закона - Закона Республики Казахстан от 05.03.1997 N 77-1 «О рынке ценных бумаг». В выше указанном Законе регулятивной деятельности государства на рынке ценных бумаг посвящена Статья 10. «Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг»: «Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
­ издания нормативно-правовых актов,устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов рынка ценных бумаг;
­ регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и осуществления контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
­ лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций;
­ лицензирования деятельности фондовых бирж и организаций, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли ценными бумагами, обращающимися на внебиржевом рынке;
­ создания системы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
­ контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и применения соответствующих санкций за нарушение законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг;
­ выявления и принятия мер по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на рынке ценных бумаг;
­ организации системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников рынка ценных бумаг.»
В настоящее время органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг является Национальный банк. Указом Президента РК "О мерах по организации единой системы государственного регулирования финансового рынка" от 11 июля 2001 года № 654 Национальная комиссия РК по ценным бумагам была упразднена, ее функции переданы Национальному Банку, где создан Департамент регулирования рынка ценных бумаг – Центральный аппарат. Данный Указ вступил в силу с 1 июля 2001 года. Задачу контроля за соблюдением эмитентами требований законодательства о ценных бумагах можно условно разбить на ряд управленческих задач.
Одной из управленческих задач является контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных выпусками ценных бумаг и проспектами эмиссии, нормативов, установленных законодательством для эмитентов в качестве обязательных для применения. Основными подзадачами в этой части является осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении, надзор за выполнение эмитентами фиксированных денежных обязательств по эмиссионным ценным бумагам. В законодательстве эта задача рассматривается в статье 18. «Регистрация эмиссии эмиссионных ценных бумаг» и в статье 20. «Приостановление эмиссии эмиссионных ценных бумаг» Закона РК «О рынке ценных бумаг». Еще одной немаловажной управленческой задачей является создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг. В целом концепция раскрытия информации лежит в основе всех представлений о введении рыночного саморегулирования и является центральной в обеспечении рыночной стабильности. Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга и принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов. Соответственно, создание эффективной системы раскрытия информации необходимо как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности национального рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций. Обязательное раскрытие стандартизованной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, позволит инвесторам принимать взвешенные решения, осуществлять инвестиции тем внутренним и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, защищать инвесторов от мошенничества.
Вместе с тем, западная практика показала, что обязательное раскрытие информации может таить в себе и опасности для рынка. Принудительное раскрытие информации резко ограничивает право на частную жизнь, на коммерческую тайну. В частности, на рынке ценных бумаг раскрытая информация часто используется не для анализа инвесторами, а для анализа конкурентами. В силу этого при введении соответствующих норм регулирования важно создать разумный баланс между коммерческой тайной и необходимым объемом раскрываемой информации. В законодательстве РК для решения проблем раскрытия информации разработан нормативно – правовой акт: «Правила раскрытия информации национальной комиссией республики Казахстан по ценным бумагам». Настоящие Правила устанавливают порядок раскрытия информации, имеющейся в распоряжении Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, перед инвесторами и другими заинтересованными лицами. Также, этому вопросу посвящены статьи Закона РК «О рынке ценных бумаг»:
­ Статья 22. « Информация о выпуске ценных бумаг и деятельности эмитента». Эта статья обязывает эмитентов публиковать сведения о выпуске ценных бумаг в средствах массовой информации, обеспечивать потенциальным инвесторам до приобретения ими ценных бумаг возможность ознакомления с проспектом эмиссии (условиями выпуска) ценных бумаг, а также с информацией о деятельности эмитента и об эмитированных им ценных бумагах, предоставлять сведения об изменениях в фактическом состоянии дел эмитента.
­ Статья 24.«Отчет об итогах выпуска и размещения эмиссионных ценных бумаг». Согласно этой статье, эмитент обязан представлять уполномоченному органу отчеты об итогах выпуска и размещения ценных бумаг.
­ Статья 24-1. «Информирование держателей ценных бумаг уполномоченным органом». С целью информирования держателей ценных бумаг и предупреждения их о совершенных или возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг уполномоченный орган должен публиковать в печатном издании сведения о приостановлении выпуска и размещения ценных бумаг и признании эмиссии несостоявшейся, об отзыве или приостановлении действия лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, сведения о проверках деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Но даже принятие новых, высоко детализированных и прогрессивных законодательных актов в области рынка ценных бумаг не может снять многие из существующих недостатков регулирования раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Еще одной из управленческих задач является создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами.
Решению этой задачи посвящена Статья 24-2 «Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг» Закона РК «О рынке ценных бумаг». В ней говорится, что с целью защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг уполномоченный орган проводит проверки деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. В случае установления нарушений законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, уполномоченный орган должен направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг обязательные для исполнения предписания, приостанавливать движение ценных бумаг, в соответствии с законодательством решать вопросы об ответственности виновных лиц. В Статье 22. « Информация о выпуске ценных бумаг и деятельности эмитента» также есть несколько пунктов о защите прав инвесторов: «Если проспект эмиссии (условия выпуска) ценных бумаг, а также информация о деятельности эмитента и об эмитированных им ценных бумагах содержат ложные, неточные или неполные сведения, затрагивающие интересы потенциальных инвесторов, то эмитент несет полную имущественную ответственность за причиненный ущерб в соответствии с законодательством, а его должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан». Следует отметить, что регулятивная деятельность государства на рынке ценных бумаг в основном определяется созданием законодательной и нормативной базы, а также контролем за исполнением законов и постановлений уполномоченными органами. Нормативная база постоянно дополняется, детализируется и совершенствуется различными законами, указами правительства и Национального Банка, но, естественно, жизнь вносит свои коррективы и требует очередных дополнений и уточнений. Но при этом, по результатам исследований аналитиков, следует отметить наличие ряда слабых сторон в сложившейся ситуации на РЦБ. Основными участниками фондового рынка в настоящее время выступают банки и крупнейшие компании, в то время как малые и средние предприятия испытывают трудности в доступе на фондовый рынок. Участники фондового рынка не заинтересованы в долгосрочных вложениях. Казахстанский фондовый рынок развивается прежде всего как первичный рынок облигаций. Вторичный рынок облигаций практически отсутствует, поскольку инвесторы (в первую очередь, компании по управлению пенсионными активами) предпочитают удерживать приобретенные облигации до погашения, а брокеры-дилеры не могут поддерживать достаточных объемов вторичных сделок в силу своей относительной финансовой слабости. Размещение акций посредством фондового рынка еще не производится. Объем предлагаемых на фондовом рынке негосударственных корпоративных ценных бумаг казахстанских эмитентов явно недостаточен для удовлетворения спроса со стороны инвесторов, прежде всего институциональных. Казахстанские акционерные предприятия не используют возможности фондового рынка для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Среди причин отказа казахстанских эмитентов от выхода на открытый фондовый рынок следует отметить нежелание компаний раскрывать финансовую информацию и допускать к управлению предприятием внешних акционеров. Кроме слабого предложения негосударственных ценных бумаг существует проблема их привлекательности для инвесторов. Ключевой проблемой корпоративного управления остается отсутствие достаточной прозрачности, отвечающей международным стандартам. Вследствие недостаточно эффективной системы контроля за акционерными обществами у последних отсутствует платежная дисциплина в части выплаты дивидендов, в том числе по привилегированным акциям. Таким образом, нарушаются права акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций. Кроме того, акционерными обществами допускаются нарушения законодательно установленных норм по раскрытию информации о своей деятельности, что не позволяет инвесторам оценивать их инвестиционную привлекательность. То есть, при достаточно развитой законодательной базе плохо поставлен контроль за исполненинием многих положений законодательства, не выполняется функция создания механизмов привлечения инвестиций.


2.2. Инвестиционная деятельность государства на рынке ценных бумаг в Казахстане.
Инвестиционная деятельность государства – это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка. Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности. Государство выступает в качестве инвестора на рынке ценных бумаг в лице Национального Банка Республики Казахстан или Министерства финансов Республики Казахстан. В период перехода к рыночному хозяйству в процессе приватизации государственных предприятий основной пакет акций многих государственных предприятий остался у государства.
Например,в 1996 году по информации департамента по приватизации, уставной фонд АО "Эмбамунайгаз" составлял 1534 млрд. тенге. Он был разбит на 6136227 акций номиналом 250 тенге. В то время государству принадлежало 85% акций, трудовому коллективу было передано 10% акций, еще 5% выкуплены инвестиционно-приватизационными фондами. В АО «МангистауМунайГаз» 10% акций принадлежало трудовому коллективу, а 90% государству. РГП "Казахстан Темир Жолы" и 12 его дочерних госпредприятий слились в одно закрытое акционерное общество. Все 100 процентов его акций принадлежали государству. Для развития приоритетных секторов экономики, а также для решения социальных программ государство вынуждено финансировать и привлекать средства на перспективные государственные инвестиционные проекты. Для решения задач государственных инвестиций разработан нормативный акт, утвержденный постановлением Правительства РК от 1 июня 1999 года № 673 "Правила разработки и реализации Программы государственных инвестиций". В 2000 году Всемирный Банк проводил исследование состояния бюджета РК. ВБ рекомендовал казахстанскому правительству осуществлять расходы только на те проекты, которые являются приоритетными и включены в программу государственных инвестиций. Программа государственных инвестиций- программа инвестирования правительственных и привлекаемых Правительством средств, в том числе под Правительственные гарантии, в приоритетные сектора экономики, формируется Министерством экономики совместно с Минфином и иными государственными органами каждый год на ближайшую перспективу до 2 лет и утверждается Правительством Республики Казахстан. Например, для финансирования проекта реконструкции дороги регионального значения Алматы - Бишкек (Казахстанский компонент) были внесены дополнения в приложение 2 к Программе государственных инвестиций Республики Казахстан на 2000-2002 годы. В программу государственных инвестиций на 2001 - 2003 годы, включена задача совершенствования системы здравоохранения в РК. В Республике начата реализация проекта Всемирного банка сразу по нескольким программам здравоохранения. И все же, уровень государственных инвестиций в Казахстане остается низким. 17 октября 2002 года Представитель Азиатского банка Развития в Казахстане Хигуче Казухико на встрече депутатов комитетов по экономике, финансам и бюджету палат парламента РК с представителями миссии Азиатского банка Развития (АБР) отметил низкий уровень государственных инвестиций для «успешной реализации стоящих перед республикой задач». По его мнению, их «следует увеличить в два-три раза». По словам представителей АБР, главная причина такого положения - отсутствие у казахстанского правительства твердой уверенности в правильности и своевременном освоении инвестируемых средств. Это, в свою очередь, объясняется недостатком опыта и профессиональных навыков в подготовке и реализации государственных инвестиционных проектов. В целом, соглашаясь с мнением представителей миссии, казахстанские парламентарии отметили серьезный дефицит финансовых средств для государственного инвестирования.
2.3. Государственные ценные бумаги
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмиссия государственных ценных бумаг является одной из форм заимствования государственных займов (второй формой заимствования является заключение договоров о займе). Основой законодательной базы в РК о государственном заимствовании является Закон Республики Казахстан от 02.08.1999 N 464-1 «О Государственном и гарантированном государством заимствовании и долге».
В Главе 2. «Государственное заимствование и долг» описаны цели, виды и формы государственных займов, в том числе государственных ценных бумаг: «Государственное заимствование в Республике Казахстан осуществляется Правительством Республики Казахстан, Национальным банком Республики Казахстан и местными исполнительными органами Республики Казахстан. Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется в целях финансирования дефицита республиканского бюджета. Заимствование Национальным банком Республики Казахстан осуществляется в целях поддержки платежного баланса Республики Казахстан и пополнения золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан, а также на другие цели, определяемые проводимой в Республике Казахстан денежно - кредитной политикой. Государственное заимствование местными исполнительными органами осуществляется в целях покрытия дефицита местного бюджета, связанного с финансированием инвестиционных программ, а также на другие цели, предусмотренные бюджетным законодательством.» «4. Государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на:
1)краткосрочные, со сроком обращения до 1 года;
2)среднесрочные, со сроком обращения от 1 до 10 лет;
3)долгосрочные, со сроком обращения свыше 10 лет.
Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости, с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения(интереса).» С обретением самостоятельности в Республике Казахстан началось применение собственных внутренних займов. В 1992 г. Правительством республики был выпущен Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. В том же году выпущены в обращение боны Государственного внутреннего выигрышного займа Республики Казахстан, рассчитанного сроком на 20 лет (до 2012 года).
В 1996 году началось размещение Национальных сберегательных облигаций Государственного внутреннего займа Республики Казахстан. Эмиссия облигаций первого тиража займа осуществлена в дематериализованной форме сроком на один год; их держателями могли быть как физические, так и юридические лица, резиденты и нерезиденты. Норма доходности по займу - плавающая - увязывается с доходностью других ценных бумаг - государственных казначейских обязательств. В полной мере рынок ГЦБ в Казахстане был сформирован в 1996 - 97 годах. Государство активно пользуется этим инструментом и по мере необходимости производит финансирование дефицита республиканского бюджета на неинфляционной основе. Размещение ГЦБ обычно происходит через Министерство финансов РК или Национальный банк. ГЦБ представляют для всех участников рынка ценных бумаг относительно надежные и высоколиквидные средства для сбережения своих финансов.
Объем государственных ценных бумаг (ГЦБ), находящихся в обращении, сосредоточен в основной массе в портфелях пенсионных фондов и банков. Государственные ценные бумаги выпускаются в разных формах: казначейские обязательства - векселя, которые выпускает национальный банк, казначейские боны, казначейские векселя, облигации. Различие между ними состоит в сроках действия, условиях выплаты доходов и погашения, характером обращаемости и персонификации, держателях. В Республике Казахстан до февраля 1996 года на рынке государственных ценных бумаг имелись такие ГЦБ, как срочные обращаемые векселя и вексельные обязательства Министерства Финансов РК, но постановлением Правительства от 08.02.1996 г. № 178 «О конвертации срочных обращаемых векселей и вексельных обязательств Министерства Финансов РК на казначейские облигации», векселя были конвертированы на казначейские облигации. Казначейские векселя были трансформированы в форму государственных казначейских обязательств (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной) форме сроками на три, шесть, девять, двенадцать месяцев для юридических лиц - коммерческих банков, предприятий, фирм. Размещение ГКО среди держателей производится на аукционных торгах, где устанавливается дисконтированная цена очередного выпуска обязательств. Министерство финансов выкупает их по истечении срока обращения по нарицательной стоимости, разница между номиналом этой ценной бумаги и дисконтной ценой составляет доход инвестора. Государство гарантирует устойчивость ГКО, придавая им статус средства расчета и платежей по хозяйственным операциям по складывающимся рыночным ценам с учетом конъюнктуры. ГКО являются действенным средством покрытия «кассовых разрывов» бюджета, но одновременно государство имеет определенные потери при выкупе ГКО, которые равны величине дисконта, а его размер - доходность ГКО - должен превышать действующую величину банковского процента с тем, чтобы заинтересовать инвесторов в приобретении ГКО. В этом аспекте ГКО является своеобразной «финансовой пирамидой», которая сохраняет устойчивость лишь благодаря постоянной финансовой поддержке за счет государственных бюджетных средств.
Краткосрочные ноты Национального банка являются государственными ценными бумагами со сроком обращения от 7 до 48 дней. Они используются для реализации целей денежно-кредитной политики и оперативного регулирования денежной массы в обращении. Выпускаются в обращение с июня 1995 г. (Правила Национального Банка от 26.06.1995 № 265 «О порядке, условиях выпуска, обращения и погашения краткосрочных нот Национального Банка РК», утвержденные постановлением Правления НБ). В 1997 году в целях переоформления задолженности Правительства Республики Казахстан перед Национальным Банком Республики Казахстан по полученным кредитам в 1991 - 1997 годах в государственные ценные бумаги Правительством Республики Казахстан было принято Постановление Правительства от 30.12.1997 N 1859 «Об утверждении правил выпуска, обращения и погашения государственных специальных казначейских обязательств Республики Казахстан». Утвержденные Правила определяли порядок выпуска, обращения и погашения на территории Республики Казахстан государственных специальных казначейских обязательств(ГСКО) - "Мемлекеттiк арнаулы казынашлык мiндеттеме" - (МЕАКАМ). В 1999 году в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге и в целях защиты пенсионных вкладов населения в накопительных пенсионных фондах от девальвации национальной валюты были приняты следующие постановления: ­
Постановление правления Национального Банка от 06.04.1999 N 66 «Об утверждении правил выпуска, обращения и погашения специальных валютных нот Национального Банка РК». Этим постановлением были утверждены правила выпуска и обращения на территории Республики Казахстан новых ГЦБ – государственных краткосрочных казначейских валютных обязательств (ГКВО) со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев, на казахском языке - "Мемлекеттiк кыскамерзiмдi казынашылык валюталык мiндеттеме" -(МЕКАВМ); ­
Постановление Правительства РК от 05.04.1999 N 363 «Об утверждении правил выпуска, обращения и погашения специальных валютных государственных облигаций со сроком обращения 5 лет». Этим постановлением были утверждены правила выпуска и обращения на территории Республики Казахстан ГЦБ – специальных валютных государственных облигаций со сроком обращения пять лет -( АВМЕКАМ).
В настоящее время на рынке ГЦБ Казахстана выпускаются следующие виды государственных ценных бумаг:
1. Государственные краткосрочные казначейские обязательства со сроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев - МЕККАМ-3, МЕККАМ-6 и МЕККАМ-12, - "Мемлекеттiк кыскамерзiмдi казынашылык мiндеттеме".
2. Государственные среднесрочные казначейские обязательства со сроком обращения два и три года - МЕОКАМ-24 и МЕОКАМ-36 - "Мемлекеттiк ортамерзiмдi казынашылык мiндеттеме".
Данные виды казначейских обязательств являются государственными ценными бумагами, выпускаемыми Министерством финансов Республики Казахстан от лица правительства в бездокументарной форме. Они свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Финансовым агентом, осуществляющим размещение, депозитарное обслуживание обращения и погашения казначейских обязательств, выступает Национальный банк. Номинальная стоимость МЕОКАМ – 1000 тенге, МЕККАМ – 100 тенге. Казначейские обязательства размещаются на аукционной основе. Объемы и условия каждой эмиссии казначейских обязательств устанавливаются Министерством финансов Республики Казахстан в пределах лимита государственного долга, предусмотренного в республиканском бюджете на соответствующий год.
3. Национальные сберегательные облигации государственного внутреннего займа Республики Казахстан (НСО) являются государственными ценными бумагами, рассчитанными на население. НСО выпускаются Министерством финансов в целях финансирования текущего дефицита бюджета в дематериализованной регистрируемой форме со сроком обращения 364 дня, начиная с даты их выпуска, без права досрочного их погашения. Плавающая процентная ставка устанавливается в размере средней ставки доходности трехмесячных государственных краткосрочных казначейских обязательств по средневзвешенной дисконтированной цене, сложившейся на аукционах, проводимых Министерством финансов совместно с Национальным банком.
4. Государственные индексированные казначейские обязательства со сроком обращения 9 и 18 месяцев – МЕИКАМ-9 и МЕИКАМ-18 - "Мемлекеттiк индекстелген казынашылык мiндеттеме". Данные казначейские обязательства используются в целях диверсификации финансовых инструментов, применяемых для финансирования дефицита бюджета, и выполняют ту же функцию, что и вышеперечисленные казначейские обязательства. Их главная особенность заключается в том, что индексация денег, вложенных инвесторами в индексированные казначейские обязательства, производится путем выплаты вознаграждения по плавающей ставке, учитывающей темп инфляции за истекший полугодовой период обращения МЕИКАМ. Сумма вознаграждения индексированных казначейских обязательств, подлежащая текущей выплате, включает сумму компенсации за соответствующий период потерь от инфляции средств инвесторов, вложенных в МЕИКАМ, а также сумму вознаграждения по объявленной для данной эмиссии фиксированной годовой ставке. Номинальная стоимость индексированного казначейского обязательства - 1000 тенге. Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг и в то же время самым надежным. На данный момент, доходность государственных ценных бумаг является очень привлекательной как для местных, так и для иностранных инвесторов. Еще один плюс - их полное освобождение от налогов. Вот некоторые данные о обращении ГЦБ на рынке ценных бумаг в 2002 году.
В январе-феврале 2002 года размещено 36 новых эмиссий ГЦБ на общую сумму 25,6 млрд. тенге, из которых 81% приходятся на краткосрочные ноты НБ, 10% - на среднесрочные тенговые обязательства Министерства финансов Республики Казахстан (далее - МФРК), 6% - на индексированные обязательства МФРК. Также размещались новые эмиссии таких обязательств МФРК, как девятимесячные (МЕККАМ-9), двенадцатимесячные (МЕККАМ-12), пятилетние (МЕОКАМ-60), а также полуторагодовые (МЕИКАМ-18), четырехлетние (МЕИКАМ-48) и пятилетние (МЕИКАМ-60) индексированные ГЦБ. Необходимо отметить, что при первичном размещении высоким спросом среди инвесторов пользовались краткосрочные ГЦБ и индексированные к инфляции обязательства МФРК. Так, например, по МЕККАМ-3 спрос составил 635% от объема эмиссии, по МЕККАМ-6 - 202% , по МЕИКАМ-36 - 200%, тогда как спрос на МЕОКАМ-36 составил только 82% и на МЕРКАМ-48 - 49%. Практически все эмиссии, по которым спрос превышал предложения, были удовлетворенны полностью.
В сравнение с доходностью к погашению по последним аукционам 2001 года доходность в январе 2002 года по МЕОКАМ-24 осталась на уровне декабря 2001 года (8,37%), доходность МЕККАМ-6 - на уровне октября 2001 года (5,60%), доходность МЕОКАМ-36 увеличилась с 8,16%(май 2001 года) до 8,42%, а доходность МЕИКАМ-36 снизилась по фиксированной ставке с 7,74% (февраль 2001года) до 4,06%. В январе 2002 года при относительно низком спросе на среднесрочные обязательства МФРК первичный рынок краткосрочных нот НБ был наиболее активным. В обращение выпускались ноты сроком обращения от 35 дней до 84 дней. Из запланированных 6,5 млрд. тенге (в 2,5 раза больше запланированного объема). Средний совокупный спрос составил 307%. Доходность на ноты НБ в январе находилась в пределах от 5,33% до 5,97% годовых, при средней доходности по размещению 5,67% и спросу 7,42%. С целью диверсификации сроков обращения ценных бумаг МФРК впервые выпустило двухлетние индексированные казначейские обязательства МЕИКАМ-24, доходность по которым установилась на уровне 4,04% годовых по фиксированной ставке без учета индексации по инфляции. Государственный рынок ценных бумаг до сих пор является наиболее развитым сегментом рынка ценных бумаг.


Выводы.
В своей курсовой работе я постаралась проанализировть деятельность государства на рынке ценных бумаг в Казахстане. Как мы увидели, развитию рынка ценных бумаг придается немаловажное значение во всем мире. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере. Но, хочется отметить, что все аспекты деятельности государства на рынке ценных бумаг взаимосвязаны, так как государство выступает на РЦБ также и как инвестор, и как эмитент ГЦБ. Хочется подчеркнуть еще раз, что рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать в новых экономических условиях такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, когда применяется "золотое правило" финансов - занимать, чтобы инвестировать. Хочется подвести итоги государственной деятельности на рынке ценных бумаг в Казахстане. На сегодняшний день сформирован развитый рынок государственных ценных бумаг, и получает развитие рынок негосударственных ценных бумаг. Также сформированы базовая правовая и институциональная инфраструктура рынка ценных бумаг; функционирующая техническая инфраструктура рынка ценных бумаг соответствует международным стандартам осуществления депозитарной и расчетно-клиринговой деятельности. В 1999 году казахстанское законодательство по вопросам корпоративного управления было признано международными экспертами как одно из лучших в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Прибалтики. В 2000 году начал успешно функционировать первичный рынок корпоративных облигаций, ставших альтернативой банковскому кредитованию как способу финансирования. Но, как отмечалось ранее, имеются слабые стороны в сложившейся ситуации на РЦБ. Плохо выполняется функция привлечения потенциальных инвесторов на рынок ценных бумаг, акционерными обществами допускаются нарушения законодательно установленных норм по раскрытию информации о своей деятельности, что не позволяет инвесторам оценивать их инвестиционную привлекательность. То есть, при хорошо развитой законодательной базе плохо поставлен контроль исполнения многих положений законодательства. Если рассматривать государственные инвестиции, то их недостаточно для финансирования даже имеющих жизненное значение для страны проектов. Действующая в настоящее время Программа государственных инвестиций практически не предусматривает средств для кредитования предприятий в приоритетных отраслях экономики. Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 г. № 735 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» утвержден документ «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года». Данный документ и является базой для разработки стратегических планов министерств и ведомств. Среди прочих разделов экономики в этом документе рассматриваются мероприятия для улучшения ситуации на рынке ценных бумаг, усиления государственной инвестиционной деятельности, развития рынка государственных ценных бумаг.
Развитие РЦБ требует от государства проведения мероприятий по привлечению на этот рынок внутренних инвесторов, формированию различных форм коллективного инвестирования, активизации обращения ценных бумаг на вторичном рынке. Для расширения РЦБ необходимо:
­ создать новые возможности инвестирования на казахстанском фондовом рынке за счет выпуска различных финансовых инструментов: акций, корпоративных облигаций, ипотечных облигаций, производных ценных бумаг;
­ повысить надежность и безопасность инвестирования средств на фондовом рынке за счет ограничения операций на неорганизованном рынке. В целях развития коллективного инвестирования планируется устранить двойное налогообложение доходов инвестиционных фондов, полученных ими по финансовым инструментам и предназначенных для выплаты своим вкладчикам (акционерам).
Для выведения на фондовый рынок новых эмитентов требуется:
­ законодательно определить максимальный размер активов предприятия, при превышении которого предприятие должно переводиться в организационно-правовую форму акционерного общества;
­ продажу госпакетов акций казахстанских предприятий, не имеющих стратегического значения, проводить через фондовый рынок. При этом размещение акций должно производиться среди широкого круга разных не аффилиированных между собой инвесторов.
Повышение привлекательности негосударственных ценных бумаг для инвесторов требует принятия мер по обеспечению уровня раскрытия информации и прозрачности деятельности участников фондового рынка, соответствующего международным стандартам. В связи с этим представляется возможным:
­ усиление государственного регулирования участников рынка ценных бумаг в части выполнения ими требований по раскрытию информации об их деятельности, повышению платежной дисциплины при начислении и выплате доходов по ценным бумагам;
­ усиление административной ответственности руководителей компаний за нарушение прав владельцев ценных бумаг, принятие нормативных актов, защищающих права акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций.
Для повышения уровня информированности населения необходимо:
­ освещать деятельность на рынке ценных бумаг в средствах массовой информации;
­ обеспечить выпуск специализированной литературы;
­ проводить семинары для потенциальных эмитентов ценных бумаг.
После ожидаемого принятия Парламентом Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" в 2003 году, будет начато осуществление перевода на электронную форму отчетов субъектов рынка ценных бумаг в уполномоченный орган, а также проспектов эмиссий акций и условий выпуска долговых ценных бумаг. В современных условиях усиление государственной инвестиционной политики должно произойти и в Казахстане. Государство должно стать главной движущей силой развития экономики. Только государство сможет дать толчок развитию инвестиционных процессов и осуществлять крупные инвестиции в долгосрочные проекты внутри страны. Государственная инвестиционная политика будет в первую очередь направлена на развитие и поддержку производств, ориентированных на экспорт продукции более высокой степени готовности, способной составить конкуренцию импортным товарам и вытеснить их на внутреннем рынке.
В связи с тем, что реализация государственной инвестиционной политики зависит от достаточности финансовых ресурсов, остро встает вопрос о возможности бюджета обеспечить необходимый объем инвестиций. В сложившейся ситуации назрела необходимость внесения изменений в государственную инвестиционную политику путем отказа от непрозрачной и неэффективной Программы государственных инвестиций (ПГИ) и перехода к разделению бюджета на текущий и капитальный с формированием бюджета развития. Создание бюджета развития и концентрация в нем всех возможных ресурсов для осуществления государственных инвестиций позволит повысить эффективность государственного инвестирования. Средства бюджета развития могут формироваться за счет льготных внешних займов, внутренних заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг для инвестиционных целей, доходов от приватизации государственного имущества, части налоговых доходов. На текущий момент, когда темпы роста внешней задолженности опережают темпы роста ВВП, при проведении инвестиционной политики следует в первую очередь ориентироваться на собственные имеющиеся ресурсы и использовать их для инвестирования в отечественную экономику. Государственные ценные бумаги, предназначенные для инвестиционных целей, или государственные инвестиционные ценные бумаги, будут размещаться среди накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, других институциональных инвесторов, а также аккумулировать средства почтово-сберегательной системы. Данные ценные бумаги смогут стать одним из самых привлекательных финансовых инструментов, что связано с минимальным риском потери капитала и доходов по нему. Кроме того, появление новых финансовых инструментов вызовет оживление на вторичном фондовом рынке. По мере развития негосударственных корпоративных ценных бумаг обращение государственных инвестиционных ценных бумаг будет сокращаться. Активное государственное участие в экономике не должно ограничиваться проведением перечисленных мероприятий. Государству необходимо стать собственником в стратегически важных для национальной экономической безопасности отраслях экономики. Государство должно участвовать в собственности системообразующих национальных компаний. Поэтому часть государственных ресурсов может быть направлена на выкуп контрольного пакета стратегических предприятий. В дальнейшем Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан продолжат проведение согласованной экономической политики на рынке ценных бумаг, основными целями которой являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней инфляции и дефицита государственного бюджета, перераспределение временно свободных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, устойчивости платежного баланса страны.


Литература.
1. М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков «Экономическая теория». Учебник для вузов. Изд. «Норма», М.-2003.
2. Справочник финансиста /Под редакцией проф. Уткина Э.А./ – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Идаельство ЭКМОС. 1998 г.
3. Миркин Я.М.«Восстановление российского фондового рынка и развитие реального сектора экономики России».- М.: Московская межбанковская валютная биржа. 1999
4. Миркин Я.М. «Разработка методики регулирования московского рынка ценных бумаг на основе анализа данных мониторинга рынка» – М.: 1998.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под. ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ
6. Ковалев В.В. «Финасвый анализ» М.: Финансы и статистика, 1996
7. Алехин Б.И., Захаров А.В., статья «Новая философия бюджета» ,Газета «Известия», 06.12.2002
8. Л.Ю.Рыпкановская,"Финансы и кредит", N 6, 2002.
9. Ефимов М.В. «Фундаментальный анализ эмитентов в инвестиционной и регулятивной деятельности государства на рынке ценных бумаг» М.:Финансовая Академия, 2001
10. Закон Республики Казахстан от 02.08.1999 N 464-1 «О Государственном и гарантированном государством заимствовании и долге».
11. Указ Президента РК "О мерах по организации единой системы государственного регулирования финансового рынка" от 11 июля 2001 года № 654
12. Закон Республики Казахстан от 05.03.1997 N 77-1 «О рынке ценных бумаг».
13. Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 г. № 735 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года»
Hosted by uCoz
> Работы.
Можно черкнуть мне пару фраз здесь
Там фотки
Вернуться на главную страницу
Там песни